Фотография – это творческое увлечение, поэтому нельзя однозначно сказать, что в той или иной фотографии вот это плохо, а вот то хорошо. Всё индивидуально и очень субъективно. Поэтому когда я писал эту статью, то старался выбирать только вопиющие ошибки, которые вызывают негодование у большинства зрителей.
Я принципиально не делаю акцент на то, каким фотоаппаратом получен снимок и в какой фотошколе учился фотограф. Может оказаться так, что фотограф снимал на древнюю кропнутую камеру, а учился по роликам из Ютуба, а его снимки выполнены технически безупречно. А может быть наоборот, когда фотограф заканчивал престижную фотошколу, снимает на флагманскую камеру, но снимки выдаёт «курам на смех».
Никогда не забывайте, что любой профессионал учился на ошибках. Только умный профессионал это делал на чужих, а глупый на своихНикогда не забывайте, что любой профессионал учился на ошибках. Только умный профессионал это делал на чужих, а глупый на своих
Моя практика показала, что для того, чтобы делать технически качественные снимки достаточно всего лишь прочитать инструкцию к фотоаппарату, пару брошюрок об основах фотографии и изучить типичные ошибки начинающих фотографов. Вот на последнем моменте и сосредоточена моя статья.
1. Неправильная фокусировка
Содержание статьи:
Чтобы получить хороший снимок важно создать не только правильную композицию, но и умело навести фокус. Именно о настройках фокусировки систематически забывают как новички, так и профессионалы.
В зависимости от типа и модели камеры может быть от 5 до нескольких тысяч точек фокусировки. Они могут быть выбраны как автоматически, так и вручную. Более того, сама фокусировка может осуществляться как по одной точке, так и по их комбинации.
Выбор точки фокусировки на камере NikonВыбор точки фокусировки на камере Nikon
Самая большая ошибка новичков, которая связана с фокусировкой заключается в том, что начинающий фотограф устанавливает автоматическую фокусировку по всей плоскости кадра. То есть он всецело отдаёт вопрос фокусировки на откуп алгоритмам фотокамеры. Стоит ли отдельно говорить, что камера зачастую фокусируется не там, где нужно? Вопрос риторический.
Чем меньше точек фокусировки выбирает фотограф, чем точнее он наводит камеру на объект по этой точке, чем ближе точка к центру кадра, тем в итоге резче и чётче будет изображение. Это особенно актуально для фикс-объективов, которые работают с широкой диафрагмой.
Давайте я приведу пример, чтобы вам сразу стало всё понятно. Например, вы желаете снять портрет. В таком случае лучше всего фокусироваться по одной точке и эта точка должна попадать на глаз модели (желательно ближний, но это не критично, если нет цели поиграть с размытием).
В видоискателе вы должны увидеть примерно такую картину, если снимаете портретВ видоискателе вы должны увидеть примерно такую картину, если снимаете портрет
Если вы снимаете пейзаж, то фокусируйтесь на ближнем объекте. В случае, если перед вами стоит цель получить всю картинку в резкости, то просто прикройте диафрагму, но фокусировку на ближнем объекте не меняйте.
2. Отсутствие заморозки движения
Новички не всегда справляются с задачей заморозки движения. В книжках и руководствах любят написать: «Скорость срабатывания затвора должны быть обратно пропорциональна фокусному расстоянию». Новички эту фразу часто воспринимают, как прямое руководство к действию – берут «полтинник», ставят выдержку на 1/50 секунды и идут снимать. Я думаю, что читатель понимает, что с такой выдержкой движущиеся объекты получатся смазанными.
Но мутное изображение не всегда получается таким только из-за неправильной выдержки. Быстро движущийся болид может быть трудно снять в резкости из-за медленной работы системы автофокусировки. Хотя требование к наличию короткой выдержки никто не отменялНо мутное изображение не всегда получается таким только из-за неправильной выдержки. Быстро движущийся болид может быть трудно снять в резкости из-за медленной работы системы автофокусировки. Хотя требование к наличию короткой выдержки никто не отменял
Запомните, что самая большая выдержка, с которой вы можете снимать быстро движущиеся объекты – это 1/1000 секунды. Приведённый выше снимок получился при выдержке в 1/2000 секунды. Именно такие короткие значения скорости срабатывания затвора приводят к качественной заморозке движения.
Также не забывайте включать стабилизацию объектива и камеры при съёмке с рук. Если ваше оборудование не поддерживает таких функций, то старайтесь использовать штатив.
Если вы снимаете спортивные соревнования, то вам не обойтись без телеобъектива со встроенной стабилизацией и камерой с такой же функцией. Помните про короткую выдержку, иначе заморозить изображение не получится и оно будет размытоЕсли вы снимаете спортивные соревнования, то вам не обойтись без телеобъектива со встроенной стабилизацией и камерой с такой же функцией. Помните про короткую выдержку, иначе заморозить изображение не получится и оно будет размыто
Хочу отметить, что иногда требуется создать эффект движения. В таком случае действительно можно использовать выдержку в 1/500 и даже в 1/320 секунды, но применять более длительные выдержки я бы не рекомендовал.
В съёмках движущихся объектов лучше всего применять режим приоритета выдержки или полностью ручной режим. Съёмку следует производить только в условиях естественного освещения.
3. Не работают с балансом белого
На фотографиях новичков часто можно увидеть искажённые цвета. Например, модели могут иметь явно красный оттенок кожи, как у индейцев. Это происходит из-за того, что в качестве источника освещения применяются лампы накаливания, которые дают очень тёплый оттенок.
Данный артефакт очень легко исправить, если правильно настроить баланс белого в самой камере или сделать снимок в RAW, а затем скорректировать его на этапе обработки. Но, повторюсь, новички про баланс белого и его коррекцию попросту забывают.
На этом примере фотография слева имеет баланс белого, который был неправильно настроен автоматикой камеры. Сцена освещалась лампами накаливания, поэтому коже получилась желтоватого оттенка. После коррекции баланса белого получилась фотография справа. В ней кожа имеет гораздо более естественный оттенокНа этом примере фотография слева имеет баланс белого, который был неправильно настроен автоматикой камеры. Сцена освещалась лампами накаливания, поэтому коже получилась желтоватого оттенка. После коррекции баланса белого получилась фотография справа. В ней кожа имеет гораздо более естественный оттенок
Могу посоветовать серьёзно относится к настройке баланса белого или стараться снимать с естественным солнечным освещением. Именно с таким типом освещения фотокамера работает 100% правильно, потому что инженеры-конструкторы фотоаппаратов традиционно пляшут от него, когда разрабатывают карты автоматического определения ББ.
Помните о возможности использования вспышек дневного света и насадок на них, а также применяйте серебристые и белые отражатели (в зависимости от ситуации). Всё это также позволит получать фотографии с правильным балансом белого.
4. Забывают о фоне
Снимать модель и совершенно забыть обо всё, что её окружает – это ошибка и новичков, и профессионалов. Очень часто можно встретить снимок на котором изображена девушка а вокруг неё:
- мусорные баки
- рекламные плакаты
- посторонние животные
- граффити и прочие объекты, которые вряд ли вписываются в сюжет
Вы должны приложить максимум усилий, чтобы таких объектов на ваших снимках не было. Поэтому когда будете строить кадр, то поглядывайте за всей его плоскостью, а не только за тем, чтобы основной объект был в фокусе.
Сравните эти два изображения и подумайте какое из них смотрится лучше. Думаю, что вы и так поняли, что лучше смотрится верхнее, потому что на нём видно, что сцена расположена на морском пляже и задний план служит отличным фоном. А фотография снизу явно неудачная, потому что складывается ощущение, что девушка гуляет по городу в купальнике и это выглядит смешноСравните эти два изображения и подумайте какое из них смотрится лучше. Думаю, что вы и так поняли, что лучше смотрится верхнее, потому что на нём видно, что сцена расположена на морском пляже и задний план служит отличным фоном. А фотография снизу явно неудачная, потому что складывается ощущение, что девушка гуляет по городу в купальнике и это выглядит смешно
Запомните, что хорошим фоном всегда являются:
- горы или лес
- море или водоёмы
- горизонт с чёткой, ровной линией
- достопримечательности
Старайтесь, чтобы фон был именно таким. Конечно, у вас не всегда будут хорошие фоны, но это не беда. В таком случае просто раскройте диафрагму пошире и получите эффект боке (размытия фона). В этом случае красивый фон за вас нарисует сама камера.
А вот ещё одно неудачное фото. Это мог бы быть отличный портрет, если бы не фон в виде обрубков мотоциклов и мусорных баков. В таком случае применение боке обязательноА вот ещё одно неудачное фото. Это мог бы быть отличный портрет, если бы не фон в виде обрубков мотоциклов и мусорных баков. В таком случае применение боке обязательно
5. Не желают перемещаться относительно объекта съёмки
Знаете как вычислить новичка-фотолюбителя в толпе? Он стоит на одном месте и снимает-снимает-снимает. Чаще всего он даже брезгует пользоваться зумом, не говоря уже о том, чтобы перемещаться относительно фотографируемого объекта при помощи ног.
Я совершенно справедливо считаю такое поведение ошибочным, потому что большая часть кадров окажется снята со слишком большого расстояния.
Мораль: никогда не следует пренебрегать возможностью подойти поближе и сделать снимок практически в упор.
Некоторые портреты становятся шедеврами именно тогда, когда они получены с близкого расстояния, а не тогда, когда сделаны в полный рост и в дальнейшем кадрированыНекоторые портреты становятся шедеврами именно тогда, когда они получены с близкого расстояния, а не тогда, когда сделаны в полный рост и в дальнейшем кадрированы
Съёмка с близкого расстояния также поможет получить более высокую резкость и детализацию на изображении. Если вы снимаете на камеру смартфона, то никогда не используйте цифровое увеличение, потому что вы получите фотографию очень низкого качества. Вместо этого не поленитесь подойти ближе к модели.
6. Неправильно выполняют кадрирование
Делать обрезку фотографий, то есть выполнять кадрирование, определённо стоит, потому что этим приёмом подчёркивается основной объект и отсекается всё лишнее. Вот только новички (а бывает, что и профи) совершенно не умеют кадрировать.
Даже если снимок получился плохо, то кадрирование поможет его чуточку исправить и улучшить первоначальное восприятие.
На этом снимке горизонт завален, что ухудшает качественное восприятие фотографии. Если бы при помощи кадрирования горизонт был бы исправлен, то фотография смотрелась бы лучшеНа этом снимке горизонт завален, что ухудшает качественное восприятие фотографии. Если бы при помощи кадрирования горизонт был бы исправлен, то фотография смотрелась бы лучше
Кадрирование в модельной съёмке вообще стоит особняком. Чтобы продемонстрировать наилучшим образом фигуру или одежду фотографии подрезают. Но делать это следует с умом.
Новички обычно делают кадрирование по суставам. Им почему-то кажется, что это правильно. Посмотрите на следующий пример и вы поймёте почему такое мнение на самом деле является ошибочным.
Пример неудачного снимка с кадрированием по суставам. Более того, сам объект оказался точно в центре (так делать не рекомендуется), а изображению явно не хватает глубиныПример неудачного снимка с кадрированием по суставам. Более того, сам объект оказался точно в центре (так делать не рекомендуется), а изображению явно не хватает глубины
В целом, нет универсального рецепта как кадрировать моделей, но я вам дам один простой совет: не делайте обрезку под макушку и по суставам, а также следите, чтобы кадрирование подчёркивало фигуру и одежду модели. Вот тогда кадрирование можно будет считать успешным.
В своей практике я чаще всего кадрирую портретные фотографии чуть выше колена. Делаю это на автомате и не заморачиваюсь. В среднем получается неплохоВ своей практике я чаще всего кадрирую портретные фотографии чуть выше колена. Делаю это на автомате и не заморачиваюсь. В среднем получается неплохо
Если речь идёт о бьюти-фотосессии, то делайте кадрирование исходя из нужд показать красоту лица и одежды. То есть стремитесь показать модель так, чтобы у зрителя появилось представление об одежде и её особенностях или так, чтобы зритель понял, что модель не просто симпатичная, а особенная, не похожая на других.
7. Снимают при плохом освещении
Конечно, ни один фотограф не желает снимать при плохом освещении, ведь оно может привести к недоэкспонированию или, наоборот, к пересвету фотографии. Но смысл ошибки не в том, чтобы выкручиваться из ситуации, а в том, чтобы использовать имеющийся свет по максимуму и контролировать свою работу при помощи гистограммы.
Фотография была получена с неважным светом. Можно было бы исправить ситуацию, если бы экспонирование было произведено по сёрфингисту, а так хорошо прорисовалось только море, а спортсмен остался тёмным. Эта фотография – бракФотография была получена с неважным светом. Можно было бы исправить ситуацию, если бы экспонирование было произведено по сёрфингисту, а так хорошо прорисовалось только море, а спортсмен остался тёмным. Эта фотография – брак
Снимок выше прямо говорит нам: экспонируйте снимки по главному объекту съёмки. Это особенно актуально при фотографировании против солнца. Если вы доверите экспонирование автоматике камеры, то она это сделает неправильно и ваш объект останется тёмным. В этом случае старайтесь использовать ручной режим или настраивайте коррекцию экспозиции в плюс таким образом, чтобы объект съёмки получался достаточно светлым.
Если позволяет ситуация, то снимайте с контровым светом используя вспышку или отражатели. Используйте хороший портретный объектив с широкой диафрагмой, он будет иметь достаточную светосилу, чтобы получать хорошую экспозицию против солнца.
Если говорить конкретно о спортивных состязаниях, то для получения достойных снимков придётся вложиться в дорогостоящий светосильный телевик.
Вот такие замечательные фотографии можно получать при помощи светосильного телеобъектива. Согласитесь, что он стоит того, чтобы вложит в него деньгиВот такие замечательные фотографии можно получать при помощи светосильного телеобъектива. Согласитесь, что он стоит того, чтобы вложит в него деньги
Если вы – новичок, то помните, что у вас помимо выдержки и числа диафрагмы есть ещё параметр ISO. Конечно, он не добавит света в сцену, но точно поможет правильно экспонировать изображение.
В заключение я бы хотел сказать вот что: эта статья получилась довольно объёмной, поэтому не каждый её дочитает или хотя бы досмотрит до конца. Тем не менее, вы это смогли сделать, а это означает, что вас ждёт большее будущее в фотографии, ведь вы уже достаточно мотивированы и вдохновлены. Удачи!