Свет и тень в пейзажной фотографии!
Любому фотографу, будь он новичком или профессионалом, никогда не повредит кропотливо рассмотреть свои фотографии, чтобы лучше оценить проделанную работу. Такого типа упражнение является чрезвычайно полезным, поэтому стоит периодически уделять ему время. Несомненно, фотограф должен выработать собственный, близкий ему одному стиль, найти те объекты, фотографирование которых приносит ему особое удовольствие.
Если предположить, что вы уже сделали это, то со временем возникнет вопрос о более эффективных и доступных методах передачи ваших мыслей окружающим. Ведь нередко автор чувствует злость и раздражение оттого, что его, казалось бы, идеальные работы не привлекают зрителя или попросту ему непонятны.
Для устранения этой проблемы нет универсального лекарства, потому что само искусство лишено правил. Самые продуктивные техники варьируются от сцены к сцене и от фотографа к фотографу. Но существует одно утверждение, касающееся любой фотографии: она должна обладать хорошей композицией. Будь то утончённый портрет или пейзаж, тёмный переулок или людная улица — только с помощью правильной композиции они обретут смысл и ценность.
Что такое композиция?
Понятие композиции используется на каждом шагу, редко когда определяется точно, ещё реже бывает понятым. Попытайтесь описать его, и вы поймёте, как это сложно! Словарь определяет композицию как «расположение частей произведения искусства так, чтобы образовалось единое гармоничное целое». Если фотографирование — это способ самовыражения, то композиция — транспортное средство для ясной и краткой передачи ваших мыслей.
Раз уж композиция в фотографии — основное орудие привлечения внимания зрителя к вашему произведению, то должны существовать методы компоновки для достижения максимального эффекта от съёмки.
Такие методы на самом деле существуют, но они могут быть использованы только с учётом грамотного понимания основных элементов композиции. Вот несколько её составляющих:
• световая составляющая (свет и тень, контраст и тон);
• качественная составляющая предмета или образа (линия, форма, узор, текстура);
• техническая составляющая (позиция камеры, фокусное расстояние, глубина резкости, скорость затвора и т. д.).
Если задуматься о важности каждого звена по отдельности, отбросив принцип их неразрывного взаимодействия, то самым важным окажется вовсе не то, что вы хотите фотографировать, а то, как вы это сделаете. С этой точки зрения ценность освещения в процессе съёмки тяжело будет переоценить. Расскажем подробнее о значении световой составляющей композиции снимка.
Исключительный актёр
Фотография это, в буквальном смысле, «средство рисования светом», что подразумевается из греческой основы самого слова. Свет, по сути, единственный актёр, заметный для камеры. Объектив ваш неодушевлён, он не имеет представления о сути предмета, не распознаёт лиц, деревьев, зданий. Осведомленный фотограф со временем понимает, что фотографирует он скорее не объекты, а сам свет и то, как он очерчивает предметы или излучается ими.
Сложность естественного освещения
Подробных уроков о корректном использовании освещения немало, но в большинстве своём они затрагивают тему студийной фотосъёмки, где свет искусственный и им несложно манипулировать, исключая всякую торопливость. Фотографу не надо тратить несколько часов или дней в ожидании мягкого рассеянного света солнца, скрытого лёгкой пеленой тумана, или же искать выгодное положение штатива относительно солнечных лучей.
Сложность такого рода работы озадачивает, и многие приходят к неправильному выводу: о вопросах света и тени в пейзажных фотографиях можно не думать. Однако это не та вещь, которой можно так беспечно пренебрегать. Одна и та же сцена может отличаться и даже улучшаться в разных условиях при различном освещении, поэтому для съёмки на открытом воздухе стоит научиться быстро сравнивать текущую ситуацию с возможностями объектива.
Простые советы
Бесконечное разнообразие естественного освещения лучше всего можно понять, разделив его на несколько различных типов. В общих чертах существует две категории:
• направленное освещение (обеспечивается солнечной погодой, светом луны искусственными источниками освещения ночью);
• рассеянное освещение (пасмурная погода).
Тем не менее, существует разница между солнечным светом и тем, что появляется до восхода или после захода солнца, в последних двух случаях не будет глубоких теней. Облака ранним утром или поздним туманным вечером неожиданно могут обеспечить мягкое направленное освещение.
Направленное освещение можно разделить на составляющие:
• боковое (освещение со стороны);
• фронтальное (источник света расположен за спиной);
• контровое (съёмка против солнца — источник находится позади объекта).
При условиях частичной облачности оцените, освещает ли пятнистый солнечный свет важные участки объекта съемки, или же смена позиции облаков улучшит картину и стоит немного подождать. Никогда не будет лишним сделать несколько снимков при разных условиях, чтобы потом выбрать лучший.
Различные типы освещения по-разному раскроют, например, панорамный горный пейзаж. При облачной погоде горы могут казаться массой тёмно-серых камней с едва различимой текстурой, в то время как небо — единственный источник света — яркими безликим пятном. Такая фотография ужасно скучная, несмотря на живописность гор.
При контровом освещении и глубоком голубом небе горы станут светлее, но без теней горные расщелины и скалы будут невидимы. Сильное поперечное освещение сможет высветить каждую вершину, и фотография наполнится настоящим волнением.
Хорошая композиция
Наше зрение не даёт нам возможности увидеть всю картину целиком, так как человеческий угол зрения крайне мал. Глаз, способный заметить только небольшое количество информации в определённый момент, должен двигаться довольно быстро, чтобы охватить всю сцену целиком. Он мечется из стороны в сторону, выхватывая частички информации то тут, то там, и отсылает их на обработку в бешеном темпе.
Мозг не запоминает и не оценивает всю картину целиком, лишь то, что привлекло внимание. Поэтому, когда снимок действительно хорошо скомпонован, первым, что увидит зритель, будут именно те элементы, которые фотограф хочет ему показать.
Выделить эти основные элементы с помощью игры света и тени — основная задача при работе с естественным освещением.